Меткомбанк в последний год удачно стартовал с новой концепцией бизнеса. Глава банка Дмитрий Торбенко называет факторы успеха: низкий аппетит к риску и понимание, что стабильности сегодня нет нигде.
Меткомбанк — из числа немногих местных игроков, которые ставят на кредитование крупных корпоративных клиентов. Так решили, когда большинство конкурентов сосредоточилось на работе с физлицами и малым бизнесом. Тяге к приключениям глава кредитной структуры Дмитрий Торбенко противопоставляет здоровый консерватизм, а тревогу подавляет планомерной работой.
Сегодняшней экономической ситуации в регионе дают разные оценки. Кто-то видит кризис, кто-то — лишь небольшую стагнацию. Как ее охарактеризуете вы?
— Действительно, мы сейчас наблюдаем кризисные явления в экономике — было бы странно их отрицать. Прогноз по экономическому росту России на 2014 г. с первоначальных 4,3% снизился до 3%. На мой взгляд, если в итоге рост составит 2%, это будет уже неплохо. Мы видим сокращение как макроэкономических показателей, вроде объема ВВП, так и спад в отраслях — в строительстве, грузоперевозках. Но кризиса в самом жестком смысле пока нет и, надеюсь, не будет.
На каких клиентов в таких условиях вы делаете ставку?
— Мы сосредоточились на работе с корпоративным сегментом. Это компании с годовым оборотом от 1 млрд руб., бизнес которых нам знаком и понятен. В их деятельности нет тревожных тенденций, они ведут политику взвешенных действий, создают дополнительные резервы. Их не бросает из стороны в сторону.
Политика взвешенных действий, как правило, предполагает и сокращение заимствований. Как в таком случае зарабатывать банку?
— Для нас кредиты остаются основным источником заработка. В Меткомбанке доход от кредитования растет последние два-три года. За минувшие девять месяцев объем корпоративных кредитов вырос у нас на 39%. Но мы очень осторожно относимся к рискам, тщательно выбираем, с кем работать, а с кем нет.
Откуда тогда такой рост? Почти в восемь раз больше среднерыночного.
— Мы на некоторое время брали паузу, меняли технологию. Тогда мы как раз определялись с тем, кто будет нашими ключевыми клиентами. У нас низкий аппетит к риску, так что мы решили не заостряться на кредитовании физлиц и малых компаний.
В чем еще выразились изменения?
— В пересмотре технологии оценки клиентов и их залогов. Нам нужен был конвейер для более оперативного принятия решений по заявкам. Это не значит, что мы упростили эту работу. Мы ее оптимизировали там, где было можно: например, снизили уровень бюрократии на определенных этапах.
Есть ли у Меткомбанка специальная антикризисная стратегия?
— Надо понимать, что ситуация с 2008 г. кардинально не улучшалась. Поэтому сегодня нам не надо срочно думать, как бороться с кризисом. Мы работаем по запланированной стратегии, которая предусматривает нынешние сложности.
Есть мнение, что лучший выход из затяжного спада — постоянное развитие, поиск новых рынков.
— На мой взгляд, в сложной ситуации лучше сесть и осмотреться, а не кидаться из стороны в сторону. Сосредоточиться на экономии, сохранении эффективной команды. С выходом на новые рынки есть одна сложность. Не бывает так, что все переживают кризис, а одна отрасль — вдруг такой экономический оазис, где все спокойно. Трудности рано или поздно начинаются у всех. Мы ведь имеем дело не с локальным явлением: сегодня весь мир вынужден жить в нестабильности.
Но вы же не отказываетесь от поиска новых клиентов?
— Нет, мы постоянно их ищем. Но, как я сказал, осторожно оцениваем их деятельность с точки зрения банковских рисков.
Акционеры ставят перед руководством банка новые задачи в свете нынешних трудностей в экономике?
— Как у любого банка, наша главная задача — быть прибыльными и обеспечивать сохранность средств, которыми мы управляем. И именно этого, в первую очередь, ждут от нас акционеры.